«Африка согрела нам душу!»

111

logo

У волгоградских художников Нины и Николая Зотовых проходит большая выставка в Государственном музее Востока Интерес столичной публики вызвала выставка «Магия Африки», которая до 1 июня продолжается в Государственном музее Востока (Москва). Черный континент стал источником вдохновения для семьи волгоградских живописцев – Николая и Нины Зотовых и их дочери Галины Лёгкой. Кроме собственных работ (пейзажи, натюрморты, портреты и тематические картины), они демонстрируют в столице собственную коллекцию африканского искусства, представляющую собой художественное явление.

222Терракота культуры Нок, бронзовые изделия мастеров Бенина, берберские украшения, ритуальные и церемониальные маски, кинжалы, барабаны – эти и другие произведения Зотовы собирали во время путешествий по Северной Африке ( Марокко). В одном выставочном пространстве собрано около 300 артефактов (родиной которых являются: Мали, Нигерия, Камерун, Конго, Кот-д’Ивуар).

Как и с чего началось ваше знакомство с Африкой?

Увлекаясь авангардом еще в то время, когда он был запретной темой, любя Пикассо, Модильяни, Джакометти, Матисса, мы поняли, что Африка явилась для них духовной питательной средой. Это колыбель человечества, по сей день это необыкновенная культура, которой нет нигде в мире, отмеченная печатью самобытности, оригинальностью пластических решений и редким совершенством. Так что Африкой мы заинтересовались давно. Потом появилась возможность поехать туда, писать там картины, собирать коллекцию (друзья, проживающие в Марокко, показали нам города своей страны, все самые интересные места) и по приглашению посольства провести персональные выставки в столице Марокко Рабате в старинном городе Фесе и в Касабланке.

Выставляться в Москве, да еще и по инициативе столичного музея – это настоящий успех…

Для устройства нашей выставки нам Музеем Востока был предоставлен павильон на ВДНХ. Это огромные площади – примерно тысяча
квадратных метров, что дало возможность дизайнерам музея творчески подойти к устройству экспозиции, живопись зазвучала по-новому, впервые гармонично вписались в эту среду предметы коллекции.

Выставка получилась очень большая. Ее уникальность в том, что рядом с нашими произведениями соседствуют подлинные артефакты из стран Южной и Центральной Африки, которые мы приобретали в Марокко и которые вдохновили нас на создание собственных работ. Получилось органичное пространство, которое мы так и назвали – магия, потому что Африка оказала на нас именно магическое воздействие. Зрители принимают выставку с большим интересом и даже порою с восторгом, говорят, что впервые увидели нечто подобное. Музейные работники и хранитель Африканской коллекции музея отмечают высокий художественный уровень живописи и экспонатов, приобретенных в Африке.

На крутых виражах Атласских гор

Почему Африка стала лейтмотивом вашего творчества?333

Когда мы посетили музеи африканского искусства и увидели, что экспонаты продаются, а на африканских развалах увидели тоже интересные произведения, естественно, захотелось их приобрести. Потом, на крутых виражах Атласских гор, возникла идея: «А не начать ли собирать африканскую коллекцию?».

Марокканские друзья нас поддержали, научили торговаться: никогда нельзя показывать свою увлеченность, что глаз горит – торговцы никогда не сбавят цену! То были целые спектакли, которые разыгрывались на базарах: торгуясь, ты оказываешь уважение.

Первым предметом, который мы увидели и купили, была большая маска. Это ритуальная маска, использовавшаяся в праздниках, связанных с началом полевых работ.
А самые любимые – две круглые маски Буа из Буркина-Фасо. Буа – это сова. Африканцы верят, что все одушевлено, что духи всегда незримо присутствуют рядом. Не случайно африканское искусство корнями связано с магией.

Мы полюбили Марокко – эту африканскую жемчужину, испытали восторг перед этой уникальной страной, перед этой сказкой из вечного лета. Восхищались открытым, приветливым и хлебосольным народом этой страны.

Африка согрела нам душу!

Колдовство или магия?

Все, что мы купили и привезли до мой: ритуальные маски, скульптуры из дерева и бронзы, предметы быта (родиной этих предметов являются страны Тропической Африки), за хотелось изобразить, пропустить через себя. Понятно, что надо было
погрузиться в чужую культуру.

В некоторых работах Николая отражено мировоззрение африканцев. Например, у них культ преклонения Перво предкам, поэтому много картин посвящено этому первородному культу. Чтобы понять эти картины, зрителю надо быть подготовленным или по пытаться расшифровать их. Впечатления от величественной красоты природы и архитектуры городов, в которых мы побывали, увиденные нами грандиозные пейзажи, оказавшие глубокое влияние на душу, стали мощным стимулом для нашего творчества.

Каждый из нас начал работать в свойственной ему одному манере. Николай выбрал своеобразный язык – технику скульптурной живописи: сначала композиция вырубается на деревянной плите, потом он ее грунтует, а затем приступает к живописному исполнению работы, в основном маслом. Живописные рельефы несут могучую энергетику Африки, обладают огромной внутренней экспрессией.
Если хочешь понять страну и ее душу, то нужно посмотреть на стариков. Старость – гордость народа,есть такая поговорка. Эту философию отражают портреты старых берберов работы Николая – голубоглазый и загорелый рыбак из Эс-Сувэйра, суровый старик из Феса и старушка, которая усердно угощала нас, приезжих русских, мятным чаем в горах высокого Атласа. В Марокко, когда несешься на большой скорости по трассе, дома, словно соты, прилепившиеся к склонам гор, сливаются в одно целое лоскутное покрывало.

Чтобы точнее передать это чувство, Николай ушел от реалистической манеры в абстракцию. Вглядевшись в схематичную мозаику квадратов, улавливаешь это чувство стремительного движения и… вечности.444

У Николая в работах есть и романтическое начало, и символистское, образ одного и того же марокканского города появляется несколько раз. Вначале это реалистическое восприятие, затем – эмоции от увиденного, а потом все вообще беспредметно расплавляется и возникает Символ – символ тихого, почти патриархального Марокко с его солнцем, которое растворяет все и дает силу всему живому.

На воздушных пастелях Нины изображены затерянные улочки, восточные базары, старинные крепости, восходы и закаты, люди, собравшиеся на молитву. На ее технику повлияли города Марокко: у каждого – свой колорит. Касабланка даже в самом названии несет белый цвет. Марракеш – красный город, Фес – бежевый, Шевшаун – голубой. Здания в этих городах разрешено красить только в белый, красный, бежевый или голубой цвет. Каждый из них живет в своем ритме. Впечатляет, как там люди сохраняют свою самобытную культуру. Они живут в крепостях примерно IX–XII веков, ничего не рушат, хотя вносят в них современность, древние каменные стены облеплены спутниковыми тарелками.

Работы Нины выполнены в сухой и масляной пастели, в акриловой и темперной технике. При помощи этого материала можно делать быстрые, небольшие зарисовки, чтобы успеть отобразить наиболее сильные впечатления, оставленные в душе этими городами. Работы изысканы, эмоциональны, а исполнение отличается изяществом, чувством меры и артистизмом.
Техника живописи Галины Легкой вполне классическая – на холстах, маслом. На выставке представлены два этапа ее работы над темой Африки. Это непосредственно Африка и – вторая половина работ – эмоции и впечатления от путешествий по Африке.

Николай, не могли бы вы пояснить, что это за техника «сплетения» и почему она уникальна?666

Во времена перестройки, когда стали происходить бурные события и изменения в стране, а искусство вырвалось из-под власти запретов, происходил поиск языка, формы, обреталась живописная свобода. Этот поиск привел к изобретению определенной живописной манеры – «сплетения». Живописные «сплетения» – суть, отражение сплетений космических. Земное и космическое словно тянутся друг к другу в вечной «борьбе-дружбе». «Сплетения судеб, событий…». В этой манере выполнены многие работы: «Сотворение Вселенной», «Триединство», «Синее», «Белое», «Красное», «Революционное», «Хаотичное», «Сумеречное». Эти композиции хранят в себе мир зазеркалья, и достаточно сделать шаг, чтобы очутиться с другой стороны реальности…
На выставке «Магия Африки» эта техника трансформировалась в «сплетения тел».

Помните, у Хлебникова: «Годы, люди и народы убегают навсегда, как текучая вода. В гибком зеркале Природы звезды – невод, рыбы – мы, боги – призраки у тьмы».
Философские композиции «Колыбель человечества», «Куда идешь, человек?», «Реквием» выполнены языком«сплетения» и рельефной живописи. Рельефная живопись – это моя новая техника, требующая навыков скульптора и живописца одновременно.
Юлия ГРЕЧУХИНА

555