Интервью с Николаем и Ниной Зотовыми для «Российской газеты». г. Москва.

nikolay-zotov-magiya-afriki-relefmaslo

R

rbth_full

Moscow gets a glimpse of magical Africa

‘Magic of Africa,’ an art project by Volgograd-based artists Nina and Nikolay Zotov is being held at the State Museum of Oriental Art in Moscow.

Magic of Africa

Scroll down to see more

Press Photo/ N. Zotov

“We had a real passion for avant-garde art style when it was forbidden,” says Nina Zotova. “Africa inspired Pablo Picasso, Amedeo Modigliani, Henri Matisse and Alberto Giacometti, and we too were captivated by this continent and its unique culture.”
“Мы страстно увлекались искусством авангарда еще в то время, когда он был запрещен”, говорит Нина Зотова. “Африка вдохновила Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Анри Матисса и Альберто Джакометти, и мы также были очарованы этим континентом и его уникальной культурой”.
 Magic of Africa_1

Press Photo/ N. Zotov

Since their first trip to Morocco in 2011, the Zotovs have been depicting African culture in their paintings.
Начиная с их первой поездки в Марокко в 2011году, Зотовы изображали африканскую культуру в своих картинах.
 Magic of Africa_2

Press Photo/ N. Zotov

“Someone calls African art primitive, but this is not true. The ethnic art of Africa has its own language of symbols,” Nina Zotova adds.
“Кто-то называет африканское искусство примитивным, но это не так. У этнического искусства Африки есть свой собственный язык символов”, добавляет Нина Зотова.
 Magic of Africa_7

Press Photo/ N. Zotov

Africa inspired the duo to experiment with unique art styles.
Африка вдохновила этот дуэт на эксперименты с уникальными художественными стилями.
 Magic of Africa_4

Press Photo/ N. Zotov

Nina uses both dry pastel and acrylic art techniques, while Nikolay uses the felted tracery technique.
Нина использует как сухие пастельные, так и акриловые художественные техники, в то время как Николай использует технику сплетения в скульптурной живописи.

Magic of Africa_5

Press Photo/ N. Zotov

“This is my new technique, which combines the skills of a sculptor and a painter,” Nikolay says.
“Это моя новая техника, которая объединяет навыки скульптора и живописца”, говорит Николай.
 Magic of Africa_6

Press Photo/ N. Zotov

As a part of the ‘Dialog Between Two Cultures’ project, the Embassy of Morocco invited the Zotovs to stage their art exhibitions in Fes and Casablanca.
Как часть проекта ‘Диалог Двух Культур’, посольство Марокко приглашало Зотовых для организации их художественных выставок в Фесе и Касабланке.

Magic of Africa_3

Press Photo/ N. Zotov

At the on-going Moscow exhibition, the Zotovs are also displaying their private art collection, which includes Berber brass work, daggers and masks, and drums from Mali, Nigeria, Cameroon, Congo, the Ivory Coast and Morocco.
На проходящей Московской выставке Зотовы также выставляют свою частную коллекцию произведений Африканского искусства, которая включает изделия берберских мастеров, кинжалы, маски и барабаны из Мали, Нигерии, Камеруна, Конго, Кот-д Ивуара и Марокко.
 Magic of Africa_8

Press Photo/ N. Zotov

The duo’s African collection comprises of 300 unique material objects and 150 paintings.
Африканская коллекция дуэта художников включает в себя 300 уникальных предметных произведений и 150 картин.
  1. Как и с чего началось Ваше знакомство с Африкой?

Мы художники. И были увлечены авангардом ещё в то время, когда он был запретной темой. Любя Пикассо, Модильяни, Джакометти, Матисса, мы поняли, что Африка явилась для них духовной питательной средой. Ведь Африка – колыбель человечества, и, естественно, по сей день это необыкновенная культура, которой нет нигде в мире, отмеченная печатью самобытности, оригинальностью пластических решений и редким совершенством. Так что Африкой мы заинтересовались давно, ещё в юные годы. Потом появилась возможность поехать туда, писать там картины, собирать коллекцию (наши друзья оказали нам такую любезность – показали нам города своей страны, все самые интересные места), и по приглашению посольства в рамках диалога двух культур провести персональные выставки в столице Марокко —  Рабате, в старинном городе Фесе и в Касабланке.

Африку было видно с высоты полёта птиц. Внизу – зелёно-желто-оранжевый разноцветный ковёр, квадраты, напоминающие лоскутное одеяло, сразу вызывающие восхищение, радость.    Африка – это сплошное многоцветие: улицы, древняя архитектура, лавочки, базары, яркая одежда жителей. Все люди в этой стране раскрепощены, и невольно тоже начинаешь вести себя свободно, легко, естественно. Искусство Африки называют наивным, примитивным. Но это не совсем так – у него глубочайшие древние корни. Африканские мастера умеют выделить главное и опустить детали. У них свой язык символов, знаков. Привлекает свобода в творческом самовыражении африканского мастера. Он не ограничен никакими канонами, раскрепощён. Но всё  же хранит традиции старых мастеров. Все вещи каким-то странным образом одухотворены, и это очень интересно.  Это культура ни с чем несравнимая. Искусство окружает вас со всех сторон, оно не оторвано от быта, а неразрывно с ним связано.

2. Почему Африка стала лейтмотивом Вашего творчества?
        Когда мы посетили музеи Африканского искусства и увидели, что экспонаты продаются, а на африканских развалах увидели тоже интересные произведения, естественно, захотелось их приобрести. Потом, на крутых виражах Атласских гор, возникла идея: «А не начать, ли собирать африканскую коллекцию?»   Друзья, пригласившие нас в Марокко, поддержали эту идею, научили нас торговаться: ты никогда не должна  показывать, что ты увлечена, что глаз горит – в таком случае торговцы никогда не сбавят цену! Это были целые спектакли, которые разыгрывались на базарах: торгуясь, ты оказываешь уважение. Первым предметом, который мы увидели и купили, была большая маска. Это ритуальная маска, использовавшаяся в праздниках, связанных с началом полевых работ. А самые любимые — две круглых маски Буа из Буркина-Фасо. Буа — это сова. Африканцы верят, что все одушевлено, что духи всегда незримо присутствуют рядом. Не случайно африканское искусство корнями связано с магией.  

Мы полюбили Марокко – эту  африканскую  жемчужину, испытали восторг перед этой уникальной страной, перед этой сказкой из вечного лета.  Восхищались открытым, приветливым и хлебосольным  народом этой страны.  Африка  согрела нам душу!                      Всё, что мы купили и привезли домой: ритуальные маски, скульптуры из дерева и бронзы, предметы быта (родиной этих предметов являются страны Тропической Африки) — захотелось изобразить, пропустить через себя. Понятно, что надо было погрузиться в чужую нам культуру. Изучить традиции, обычаи, мировоззрение, верования. В некоторых работах Николая отражено мировоззрение африканцев. Например, у них культ преклонения Первопредкам, поэтому много картин посвящено этому первородному культу. Чтобы понять эти картины, зрителю надо быть подготовленным или попытаться расшифровать их.

 Все наши впечатления от величественной красоты природы и архитектуры городов, в которых мы побывали, увиденные нами грандиозные пейзажи, оказавшие глубокое влияние на душу- стали мощным стимулом для нашего творчества, что отразилось в первых эскизах, ставших позже законченными художественными произведениями: тематическими картинами, пейзажами, натюрмортами, портретами. Каждый из нас стал работать в свойственной ему одному манере.

Николай выбрал своеобразный язык – технику скульптурной живописи: сначала композиция вырубается на деревянной плите, потом он её грунтует, а затем приступает к живописному исполнению работы, в основном, маслом. Живописные рельефы, созданные художником, несут могучую энергетику пламенеющего сердца Африки. Они обладают огромной внутренней экспрессией. В них живое тепло и гармония природы, романтика и магия, загадочность и неповторимость. Если  хочешь  понять  страну  и  её  душу, то  нужно  посмотреть  на  её стариков.  Старость —  гордость  народа, есть  такая  поговорка. Эту  философию  отражают  портреты  старых  берберов  работы  Николая  Зотова – голубоглазый и загорелый  рыбак  из Эс-Сувэйра, суровый  старик  из  Феса  и  старушка, которая  усердно  угощала нас, приезжих  русских,  мятным  чаем  в  горах  высокого  Атласа.   Вся  Африка,  как  раскрашенные  холсты. Мы  ездили  по  Марокко, останавливаясь  ненадолго  в  разных  местах.  Когда  несёшься  на  большой  скорости  по  трассе,  дома, словно соты, прилепившиеся  к склонам гор, сливаются  в  одно  целое лоскутное покрывало. Чтобы  точнее  передать это  чувство, Николай Зотов  ушел  от  реалистической  манеры  в  абстракцию. Вглядевшись  в  схематичную  мозаику  квадратов, улавливаешь  это  чувство  стремительного  движения и … вечности. В его картинах можно увидеть и романтическое начало и символистское, потому что образ одного и того же марокканского города несколько раз проходит через творчество художника. Вначале это реалистическое восприятие, затем — эмоции от увиденного, а потом все вообще беспредметно растворяется и возникает Символ — Символ тихого, почти патриархального Марокко с его солнцем, которое растворяет всё и даёт силу всему живому. Разнообразие поиска пластических форм и динамика, чётко выстроенных композиционных находок Николая Зотова, позволяет зрителям в полной мере насладиться его картинами.

Такие  же  ощущения  пробуждают  воздушные  пастели  Нины  Зотовой: затерянные  улочки, восточные базары, старинные крепости, восходы и закаты, люди, собравшиеся на молитву.  На её технику повлияли города Марокко: у каждого – определённый колорит. Касабланка, даже в самом названии несёт белый цвет. Марракеш – красный город, Фес – бежевый город, Шевшаун – голубой город. То есть здания в этих городах разрешено красить только в белый, красный, бежевый или голубой цвет. Каждый из этих городов живёт в своем ритме. Впечатляет, как там люди сохраняют свою самобытную культуру. Они живут в крепостях примерно 9-12 века, ничего не рушат, хотя вносят в них современность, древние каменные стены облеплены спутниковыми тарелками.  Работы Нины Зотовой выполнены в технике сухой и масляной пастели, в акриловой и темперной технике. При помощи этого материала можно делать быстрые, небольшие зарисовки, поэтому  у неё несколько эскизный подход, чтобы успеть отобразить наиболее сильные впечатления, оставленные в душе этими городами. Её работы изысканы, эмоциональны, а исполнение отличается изяществом, чувством меры и артистизмом. Это живописная запись усиливающих друг друга оттенков, зрительных впечатлений, рождающих особое состояние реальности, находящейся в постоянной текучести…

Техника живописи  Галины Лёгкой вполне классическая – на холстах, маслом. На выставке представлены два этапа её работы над темой Африки. Это непосредственно Африка – каноничное изображение масок. Но есть работы, выполненные в экспрессивной технике, рельефно. Вторая половина работ – это эмоции и впечатления от путешествий по Африке. Они абстрактные и выполнены в экспрессивной технике разбрызгивания красок маслом, эмалью, с использованием потали. Эта серия её живописных работ, звучит как задорная, праздничная, джазовая вариация на этническую тему. В картинах Галины Лёгкой доминирующими являются непосредственные ощущения цвета, формы, ритма.

Когда коллекция Африканского искусства выросла (насчитывает теперь более 300 экземпляров), а количество собственных живописных работ превысило цифру 150, нами был  задуман проект- создание выставки « Магия Африки». Выставка  получилась очень большая. Она является уникальной, потому что рядом с нашими  произведениями соседствуют подлинные артефакты из стран Южной и Центральной Африки, которые мы приобретали в Марокко, и которые вдохновили нас на создание собственных работ. Получилось органичное  пространство, которое мы так и назвали – магия, потому что Африка оказала на нас именно магическое воздействие.

Нина Зотова.


 3.  Николай,  не могли бы Вы пояснить, что это за техника «сплетения» и почему она уникальна?
Во времена перестройки, когда стали происходить бурные события и изменения в стране, а искусство вырвалось из-под власти запретов – всё это дало пищу для ума и размышлений. Происходил поиск языка, формы, обреталась живописная свобода, откровенная независимость творческого выбора, последовательное осуществление права художника выражать своё ощущение времени, его сложность и противоречивость. Этот поиск привел к изобретению определённой живописной манеры- «сплетения». Живописные «сплетения»- суть отражение сплетений космических. Земное и космическое словно тянутся друг к другу в вечной «борьбе-дружбе».
« Сплетения судеб, событий…».  В этой манере выполнены многие работы: «Сотворение Вселенной», «Триединство», « Синее», «Белое», «Красное», «Революционное», « Хаотичное», «Сумеречное».
Эти композиции хранят в себе мир зазеркалья, и достаточно сделать шаг, чтобы очутиться с другой стороны реальности.… На выставке «Магия Африки» эта техника трансформировалась в «сплетения тел». «Годы, люди и народы убегают навсегда, как текучая вода. В гибком зеркале Природы звёзды-невод, рыбы-мы, боги-призраки у тьмы». / В.Хлебников /
Композиции: «Колыбель человечества», « Куда идёшь, человек?», «Реквием», выполнены языком «сплетения» и рельефной живописи. Рельефная живопись это моя новая техника, требующая навыков скульптора и живописца одновременно.

Николай Зотов. 22 апреля 2016г.

English version

 

Добавить комментарий